По данным европейских чиновников и разведчиков, Вена стала базой для российских тайных операций, включая финансирование и материально-техническую поддержку убийств, саботажа и вербовки по всей Европе, а также промышленного шпионажа и операций по оказанию влияния, пишет The Wall Street Journal. Во многом это связано с особенностями австрийского законодательства. Так, шпионская деятельность не является незаконной в Австрии, если она не направлена против самой страны.
Столица нейтральной страны, расположенной в самом центре Европы, является идеальным местом для работы российской агентуры. За последние два года число российских госслужащих в Австрии увеличилось с 300-400 человек до 500. По оценкам австрийских спецслужб, до половины из них работают в качестве шпионов.
По словам сотрудника австрийской разведки, Россия переправляет большие объёмы наличных денег в соседние страны, такие как Литва. Оттуда они попадают в Австрию, а затем российские дипломаты переправляют деньги дальше по Европе, нередко с помощью дипломатической почты, которую правоохранители не имеют права проверять.
Базирующиеся в Вене российские агенты подозреваются в вербовке и финансировании российских операций, таких как отслеживание поставок западного оружия Украине, а также в убийстве пилота российского военного вертолёта Максима Кузьминова, который перешёл на сторону Украины. Исполнители заказного убийства смогли сбежать.
Наёмные убийцы, застрелившие в феврале в Испании лётчика-перебежчика Максима Кузьминова, получили наличные от российских чиновников, работающих в Вене. Об этом The Wall Street Journal сообщили несколько представителей западных спецслужб на условиях анонимности.
Журналист Христо Грозев заявил, что австрийское правительство должно сделать больше, чтобы обуздать российский шпионаж, отметив, что он проник в австрийские учреждения и деловые круги.
«Австрия имеет инфраструктуру контрразведки только очень маленькой страны, хотя, учитывая концентрацию шпионов и её значение как центра для спецслужб, она должна иметь инфраструктуру гораздо более крупной страны», — сказал он.