Ночь расстрелянных поэтов стала не просто трагедией десятков семей — это был удар по всей белорусской нации, её духу и сознанию. Советская власть целенаправленно уничтожала национальные элиты, которые стремились сохранить белорусскую идентичность. Историк и Евгений Дудкин в комментарии NEXTA отмечает, это было частью советской политики русификации — власти сжигали книги и рукописи, и уничтожали людей, чей труд и убеждения могли стать опорой для белорусской государственности.
«Убивали и советских чиновников — местных белорусов, которые, насколько могли, даже в рамках советской системы, старались заботиться о благополучии людей», — подчёркивает историк.
Русификация — это первая задача, которую поставил Ленин. В первые годы БССР ему удалось фактически «подкупить» местные элиты национальными проектами. Однако в дальнейшем Сталин начал уничтожать всех, кто прибыл в советскую Беларусь и поддержал её развитие в составе СССР.
«Это были не только люди, которые с 1919—1920 занимали государственные должности. Жертвами сталинских репрессий стали и депутаты польского сейма первой каденции, которые проводили просовесткую деятельность в сейме Польши, и позже им удалось выехать в БССР — их обменяли на поляков, которые содержались в советских тюрьмах», — рассказал Дудкин.
Так советский режим стремился убирать неугодных и русифицировать Беларусь, чтобы укрепить там свою власть на долгие годы. Среди жертв — поэты Михась Чарот, Сергей Мурзо, Юлий Таубин, Василь Коваль и многие другие. Дудкин отмечает, что трагедия белорусской интеллигенции не была случайной или уникальной — похожая участь постигла национальные элиты Украины и других республик СССР.
В современной Беларуси режим Лукашенко замалчивает память об этой трагедии. Чиновники сознательно избегают темы сталинских репрессий и стараются игнорировать чёрные страницы советского прошлого. Причина понятна — вся идеология нынешнего белорусского государства строится на преемственности советской власти. А расстрел белорусской интеллигенции не вписывается в картинку идеологов. В течение многих лет белорусская оппозиция проводила акции памяти на месте массовых расстрелов в урочище Куропаты под Минском. Сейчас силовики арестовывают даже тех, кто посещает место памяти даже в обычный день.
Однако в диаспорах память об этой дате продолжает жить. Белорусы по всему миру собираются в ночь с 29 на 30 октября. Они зажигают свечи и вспоминают имена тех, кто был расстрелян — читают их произведения, вспоминают о их вкладе в белорусскую культуру и науку. Так удаётся правду о трагедии тем, кто родился уже в новой реальности, в другой стране.
«Единственное, что можно сделать сегодня, — это в семье передавать эту правду от родителей к детям о том, что интеллигенция была уничтожена, и потом белорусы, не имея своих лидеров, оказались под управлением чужих лидеров. И сегодня у нас, диаспоры, есть священный долг — передавать эту традицию памяти о расстрелянных поэтах следующим поколениям. Не только память, но и знания, и по-новому взглянуть как на события прошлых лет — и 1920-30-х годов XX века, и 2020 года XXI века», — заключил Дудкин.