Тысячи поляков, таких как Ендрушак, записываются на добровольную военную подготовку. Потому что именно сейчас польская армия стремится пополнить свои ряды профессионалами и добровольцами на фоне растущей обеспокоенности по поводу военной агрессии России.
«Я готова на всё, чтобы мой ребёнок был в безопасности. И я бы определённо хотела сражаться, чтобы защитить его», — сказала Ендрушак, одетая в военную форму с лицом, раскрашенным в камуфляжную расцветку.
Многие в Польше, пережившей десятилетия господства Москвы в Советском Союзе, испытывают серьёзный страх перед российской агрессией. Опасения только усилились после того, как в среду Польша сбила российские беспилотники в своём воздушном пространстве. Такой случай — первый, когда член военного альянса НАТО открыл огонь во время войны России на Украине.
На этой неделе Кремль обвинил западные страны в «эмоциональной перегрузке» и враждебности по отношению к России, которая, по его словам, не представляет для них никакой угрозы. Однако там же отказались комментировать инцидент с беспилотниками.
Военные учения, в которых участвовала пани Ендрушак, проходили в Бранево, на полигоне южнокорейских танков К-2, после того как Польша заказала 180 таких танков в 2022 году в рамках крупного соглашения о военном сотрудничестве. Место, расположенное среди лесов и песчаных ландшафтов, было наполнено ревом танковых двигателей и гулкими приказами.
Ендрушак, пытаясь сосредоточиться на повседневной жизни, говорит, что хотела подготовиться к «новой реальности».
«Где-то в глубине души я всегда думаю о том, что что-то может произойти», — сказала 36-летняя женщина, которая общалась с Reuters буквально перед нападением беспилотников на этой неделе
По словам полковника Гжегожа Вавжинкевича, начальника Центрального центра набора в армию Польши, за первые семь месяцев 2025 года на добровольную военную подготовку записалось более 20 000 поляков — это соответствует рекордному уровню прошлого года.
Он ожидает, что к концу этого года военную подготовку пройдут около 40 000 добровольцев, что более чем вдвое превышает количество волонтёров, которое было зафиксировано 2022 году (16 000). То есть, всплеск активности общества после вторжения России в Украину — налицо.
С начала войны в 2022 году Польша также вдвое увеличила свои траты на оборону: с 2,2% от объема производства тогда и до 4,7% в текущем году. Это самый высокий показатель военных расходов среди 32 стран альянса НАТО, значительно опережающий такие авторитетные европейские державы, как Германия, Франция и Великобритания.
Возвращение в Белый дом Дональда Трампа, поставившего под сомнение его готовность защищать союзников по НАТО, вновь усилило опасения европейцев относительно надёжности обязательств США в области безопасности. Премьер-министр Польши Дональд Туск, выросший при коммунистическом режиме, был одним из первых, кто призвал европейских лидеров взять на себя больше ответственности за собственную оборону.
«Странам, которые не помнят ни российской, ни советской оккупации, сложнее представить, за что и против кого они борются», — заявил Густав Грессель, эксперт по России и оборонной политике, научный сотрудник Национальной академии обороны в Вене.
Опасаясь угрозы с востока, Польша в мае прошлого года развернула 640-километровую систему укреплений «Восточный щит» вдоль границ с Беларусью и российским анклавом Калининград. Комплекс сочетает в себе длинные участки противотанковых заграждений, известных как «ежи», с передовыми системами наблюдения и радиоэлектронной борьбы.
Правительство Туска также перебрасывает воинские части на восток, чтобы задействовать более сильные резервы для набора личного состава.
«Люди будут работать и служить там, где им, возможно, придётся защищать свои дома», — заявил заместитель министра обороны Павел Залевский.
По словам официальных лиц, основное внимание в ходе реструктуризации польских вооруженных сил уделяется мобильности, бронетанковому потенциалу, противовоздушной обороне и логистике.
Гжегож Вавжинкевич, руководитель отдела набора, заявил, что эти усилия направлены не только на повышение боевой готовности присутствующих вблизи границы войск, но также и на создание возможностей трудоустройства в регионе, исторически характеризующемся высоким уровнем безработицы.
Прохождение военной подготовки не обязывает людей автоматически служить на войне; программа разработана с учётом гибкости, заявили официальные лица.
Добровольцы могут продолжить профессиональную военную службу, присоединиться к Территориальным силам обороны (ТВО) или остаться в активном либо пассивном резерве.
Те, кто вступает в ТВО, обычно служат неполный рабочий день в своих регионах и могут быть призваны в чрезвычайных ситуациях или во время повышенных угроз, включая стихийные бедствия или пограничные кризисы, как, например, тогда, когда Беларусь направила десятки тысяч мигрантов в Польшу в 2021 году во время первой серьёзной напряжённости в отношениях с Европейским союзом.
Добровольцы проходят подготовку вместе с профессиональными военнослужащими, но не включаются в состав регулярных подразделений, пока официально не завербуются. Такая структура позволяет в случае необходимости создать масштабируемую силу, способную поддержать оборонную стратегию Польши. Подобные системы уже используются в Литве и Германии.
Заместитель министра обороны Польши Цезари Томчик заявил агентству Reuters, что, несмотря на развитие боевых технологий, подготовка достаточного количества личного состава остаётся жизненно важной для способности страны обороняться.
«Когда идёт война или возникает почти стопроцентная военная угроза, важны самые элементарные вещи: топливо, боеприпасы и люди», — сказал он агентству Reuters.
Польша занимает третье место по численности военных после США и Турции среди стран НАТО, насчитывая 216 000 служащих.
Но это несоизмеримо с численностью российской армии, которую Путин в сентябре распорядился увеличить на 180 000 человек и довести до 1,5 миллиона действующих военнослужащих.
Тем не менее, в последние годы Польша быстро наращивала свои вооруженные силы — с девятого места в НАТО в 2014 году — и планирует увеличить их численность почти на треть в течение следующего десятилетия.
Сокращение и старение населения Польши представляют собой проблему, но официальные лица надеются, что новые инициативы помогут ее преодолеть.
В то время как некоторые другие европейские члены НАТО, включая Финляндию и страны Балтии, также увеличили свой военный актив — традиционные европейские державы, такие как Германия и Великобритания, столкнулись с трудностями.
Несмотря на увеличение расходов на оборону и модернизацию, Германия имеет постоянный дефицит кадров: около 20 000 вакансий остаются незаполненными, а среди новобранцев высок процент отсева.
В настоящее время численность действующего личного состава бундесвера составляет около 180 000 человек, что ниже целевого показателя в 203 000, установленного в 2018 году, и значительно меньше целевого набора в 260 000, недавно предложенного министром обороны Борисом Писториусом.
Великобритания запустила инициативы по удержанию личного состава, но продолжает бороться с низким уровнем набора и морального духа. В британской армии насчитывается около 71 000 военнослужащих, проходящих обучение на постоянной основе, что является наименьшей численностью за последние 300 лет.
Густав Грессель, исследователь из Национальной академии в Вене, отметил, что готовность к службе в армии, как правило, среди жителей Восточной Европы выше, чем в других частях континента.
«Они более склонны к войне, потому что не могут просто сбежать», — сказал он.
ЕВРОПЕЙСКАЯ АВТОНОМИЯ
Скептицизм Трампа в отношении НАТО и противодействие членству Украины в альянсе побудили союзников пересмотреть свои оборонные стратегии. Европейские страны признали растущую угрозу и увеличили военные расходы, в том числе в рамках региональных оборонных инициатив, таких как SAFE.
Однако анализ, проведённый в июне вашингтонским центром Atlantic Council, привёл к выводу, что способность НАТО реагировать на российскую агрессию по-прежнему в значительной степени зависит от возможностей США, особенно в плане истребителей, ракет и систем ПВО.
Война в Украине подчеркнула эту зависимость, причём, как сообщает Reuters, американские технологии также лидируют в таких новых областях, как искусственный интеллект, беспилотники и спутниковые сети.
Более того, в отличие от России, у большинства европейских армий нет мощных резервных компонентов, что затрудняет несение тяжёлых потерь в течение длительного времени.
«Любой конфликт показывает одно: резервы всегда побеждают, особенно в долгосрочных сражениях», — заявил агентству Reuters полковник Павел Вронка, военный помощник первого заместителя начальника Генерального штаба Войска Польского.
В феврале премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о новой программе добровольной военной и гражданской обороны, которая стартует в следующем году. Цель программы — подготовить в общей сложности 100 000 выпускников к 2027 году.
Согласно публичным оценкам НАТО, России потребуется несколько лет, чтобы быть готовой к войне с Западом.
«Эти сроки — тоже горизонт для нас», — заявил заместитель министра обороны Павел Залевски. «Мы готовы противостоять угрозе, которая видится уже сегодня, но может стать реальной завтра».