Турция делает шаг на Восток

Фото: Depo/Global Look Press

Что значит заявка Анкары на вступление в БРИКС?

Организация БРИКС, созданная как альтернатива западным экономическим блокам, нередко рассматривается как пророссийская и антизападная, в которой доминируют Россия и Китай. Одним из антизападных трендов БРИКС является торговля в национальных валютах стран-участниц организации, чтобы уменьшить влияние доллара в международной торговле. Особенно активно это продвигают Россия и Китай. 

Но что в ней забыла страна НАТО — Турция?

Отношения Турции с Западом — достаточно трудные, если не сказать, прохладные. Турецкий лидер Эрдоган демонстрирует авторитарные замашки, а в его словах всё чаще появляется антизападная риторика. 

Стоит также отметить, что Турция активно поддерживает Палестину и яростно критикует Израиль на мировой арене, тогда как США и другие западные страны в большинстве своём поддерживают Израиль. Кроме того, Турция поддерживает Азербайджан и использует агрессивную риторику в адрес Армении, которая пытается стать активным союзником США.

Запад воспринимает Турцию как ситуативного союзника. Эрдоган продал им самое ценное, что есть в этом регионе — нейтралитет. Так, Эрдоган помогал и Украине, и ходил под ручку с Путиным, и в целом сохранял какую-никакую стабильность и демонстрировал договороспособность. Также Турция воспринималась как нейтральная зона для мирных переговоров России и Украины. 

В то же время в Турции растут антизападные настроения, связанные с палестинским конфликтом. Кроме того, Эрдоган считает оскорблением, что Турцию не могут принять в ЕС уже десятки лет, а только кормят завтраками. Вероятно, в этом и кроется причина его разворота на восток. 

Также возможной причиной вступление в БРИКС является желание по-турецки поторговаться с Западом и продать свою лояльность чуть дороже. Но можно ли это назвать полноценным сближением с Россией? 

Очень маловероятно. Если Турция конфликтует с Западом, это не значит, что она готова дружить с Россией. Она готова дружить со всеми, кто за эту дружбу заплатит. В этом и есть суть политики Эрдогана. Он пытается усидеть на двух стульях, заигрывая то с одной стороной, то с другой. Этим политика Эрдогана напоминает политику Лукашенко с 2014 по 2019 год, когда он пытался построить образ миротворца и улучшить отношения с Западом, ослабляя российскую удавку на своей шее. 

Однако стоит отметить, что вступление в БРИКС может окончательно подорвать отношения Турции с НАТО и ЕС, что создаст новые напряжённости между союзниками. Возможное сближение Турции с Россией и Китаем сильно изменит баланс сил в регионе.