Любая электоральная кампания в Украине на данный момент невозможна

Наш гость - Євген Магда. Родился 11 ноября 1974 года (48 лет) в Киеве. Политический эксперт, историк, журналист. Директор Института мировой политики. С отличием закончил исторический факультет Национального университета имени Тараса Шевченко. Доцент. Автор книг “Гибридная война: выжить и победить” (2015) и “Игры отражений: каким Украина видит мир”.  Кандидат наук по теме “Региональный конфликт на Ближнем Востоке в глобальном контексте”.

- Президентские выборы должны состояться в 2024 году. Планируемые парламентские в этом году отменены из-за войны. Но американский сенатор Линдси Грэм очень настаивает на том, чтобы в Украине обязательно проходили выборы. В любых условиях.

- Давайте будем разбираться предметно.

Первое: Парламентские выборы в Украине должны были пройти в октябре 2023 года. Но нынешнее законодательство Украины не разрешает это делать  в условиях военного положения.

Во-вторых, президентские выборы должны пройти в Украине весной 2024 года. Однако шансов на то, что они точно состоятся, тоже не много.

Третье: Линдси Грэм - это не вся Америка и даже не вся Республиканская партия. Но на сегодняшний день это, на моей памяти, единственный американский политик, побывавший в Украине, который настолько чётко сказал, что в Украине надо проводить выборы. Украина, учитывая ту огромную помощь, которую оказывают США нашей стране, конечно, обращает внимание на пожелания таких политиков, но я думаю, что мы будем в достаточно проблемной ситуации. По-правде говоря, есть целый ряд причин, которые позволяют говорить, что для нас намного важнее победа в войне, чем выборы.

Я поясню в чём причина. Действующее законодательство не предусматривает проведения электоральных кампаний в условиях военного положения. Документ актуален до середины ноября, поэтому в 2023 году выборов точно уже не будет. А будут ли они в 2024-м - тоже зависит от положения дел на фронте. И здесь должно быть некоторое пояснение. У нас сейчас в силах обороны Украины около миллиона людей: это и армия, и Национальная полиция, и Национальная гвардия и так далее. Как организовать голосование, которое будет верифицировано наблюдателями - хоть украинскими, хоть иностранными - на линии фронта? Мы ожидаем, что Путин скажет: ладно, проводите выборы, а я тут подожду? Либо мы отменим на два дня военное положение и будем рассчитывать на самосознание или понимание украинских граждан, которые за это время никуда не выедут? Очевидно, что кто-то поедет, кто-то не поедет.

Ещё один момент: миллионы украинцев разбросаны по всему миру: Польша, Германия, Чехия - это страны, в которых сотни тысяч, не меньше, наших граждан. И там нужно создавать дополнительные избирательные участки. Но пока про это разговора нет.

Далее. Реестры избирателей. Они в некоторых областях, которые побывали под оккупацией, уничтожены полностью. Часть Херсонской области до сих пор оккупирована. Донецкая область оккупирована на 50 процентов. Луганская область - практически полностью. То есть, проводить выборы в этих регионах абсолютно невозможно. Делать это через приложение “Дія” (Державні послуги онлайн), что предлагали некоторые горячие головы… то это просто дискредитация всей системы. Поэтому, как я думаю, оснований для проведения выборов на сегодняшний день нет. А Украина имеет возможность …. что выборы, которые проводились в 1944 году в Соединённых Штатах, проводились совсем в другой ситуации. Потому что с начала XIX века нога оккупанта не ступала на землю этого государства. У нас, к сожалению, оккупировано около 20% территории. И это, на сегодняшний момент, серьёзная проблема. То есть, внутри Украины такого чувствительного запроса, что вот, мол, давайте проводить выборы за любую цену, я лично не наблюдаю. Возможно, кто-то видит, но я - точно нет.

При этом я не являюсь большим противником Зеленского и его команды. Соответственно, мы должны быть реалистами и действовать так, чтобы максимально обеспечить наши интересы. Нужно объяснить нашим партнёрам, почему мы не можем проводить выборы именно сейчас. Но и дать понять, когда мы будем их проводить. Хотя бы приблизительный срок назвать. Допустим, через три или девять месяцев после завершения фазы активных боевых действий. Но не прятаться от этой проблемы и не говорить общими фразами, что это как-то само рассосётся.

- Кстати, насчёт электронного голосования через “Дія” или через какую-то другую платформу. Насколько это будет легитимно вообще, даже после войны?

- Я думаю, что это не та ситуация, которая на сегодняшний момент есть реальной. Потому что, как  говорил выше, миллионы людей находятся за границами страны. И “Дія” сама по себе не …., она привязана к паспорту. А выборы в Украине проходят по принципу тайного голосования. Поэтому, как прикрепить “Дія” к этому в наших условиях, я просто не знаю.

- Так может быть есть какие-нибудь другие форматы электронного голосования?

- Знаете, в любых выборах важнейшим есть не сам результат, а элемент оценки их. Вот я сегодня не могу сказать, что выборы через “Дія” станут поводом высокого доверия к их итогам не только в среде мирового сообщества, но и в Украине в том числе. 

- А какова риторика по этому вопросу в Европейском Союзе и в США? Различаются ли они?

- Во всём Европейском Союзе я слышал только слова Тини Кокса (Martinus Josephus Maria "Tiny" Kox, Нидерланды. Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ, - ред.) о том, что он выступает за проведение выборов в Украине. С заявлениями других европейских политиков по этому поводу я не знаком. Что касается Соединённых Штатов, то, повторюсь, я знаком только с заявлением Линдси Грэма (Lindsey Olin Graham, американский юрист и политик, занимающий пост старшего сенатора США от Южной Каролины с 2003 г. Член Республиканской партии), ну, может ещё кого-то из “республиканцев”. На самом деле я бы сказал, что любой человек, который приедет или уже побывал в Украине и сможет посетить зону боевых действий, чтобы своими глазами увидеть состояние деоккупированных территорий, поймёт, что на сегодняшний день вопрос о выборах стоять в принципе не может.

- Президент Зеленский недавно допускал, что можно провести эти выборы, но финансировать их украинское государство не намерено. Потому что не хотят забирать деньги, к примеру, из оборонного бюджета страны. И средства в таком случае должны предоставить ЕС и США. Как Вы думаете, пойдут ли они на такой шаг и сколько вообще могут стоить эти выборы?

- Затраты на них будут приблизительно такие же, какие они и должны быть. Я сейчас не припомню сколько они стоили в 2019 году (в бюджет на проведение крайних президентских выборов в Украине было заложено      более 2 миллиардов 354 миллионов 880 тысяч гривен (около $86 млн, - ред.), но мне не совсем понятна эта президентская позиция. Потому что, если проведение выборов в Украине будут финансировать наши партнёры и союзники, то встанет вопрос послабления нашего собственного суверенитета. Это наивысшая цена, к которой мимоходом относиться нельзя. Позиция Зеленского была просто высказана, но вряд ли она имеет возможность какого-то продолжения. 

- Много ли, как это видится сегодня, возможных конкурентов у Зеленского в будущей президентской гонке?

- Откровенно скажу: не знаю. Так и сами политики наши сейчас не говорят, что живут выборами. Поэтому, давайте будем ожидать оглашения сроков выборов для того, чтобы понять, кто будет баллотироваться. Но политический ландшафт Украины существенно изменился - это факт. Будут новые лица, которые станут претендентами на президентский пост. Но очевидно, что есть среди потенциальных кандидатур будет и несколько единомышленников Владимира Зеленского. Однако говорить точно о том, какой будет конфигурация выборов, я на сегодняшний момент просто не возьмусь. Потому что абсолютно не знаю дату отсчёта времени до выборов. Украине не нужны выборы прямо сейчас или вообще в любое время до завершения военных действий в стране.

- Но есть же какой-то срок, когда нужно будет объявлять выборы. Ведь первый пятилетний период президента Зеленского приближается к концу.

- У нас каждые 90 дней продлевается военное положение. И когда оно актуально - выборы проводиться не могут. Если в ноябре Верховная Рада продлит военное положение, то весной президентские выборы точно не состоятся. И парламентские тоже. Потому что раскручивать избирательную кампанию в условиях боевых действий чересчур сложно. Да и практически невозможно. Поэтому посоветую следить за решениями парламента, потому что это нормальная демократическая практика.