Любопытно, что тогда, и сейчас российское общество переживает кризис: если в конце 20 века это был крах Советского Союза, то сейчас — война, международная изоляция и санкции. Отсюда и стремление людей искать спасение не в рациональных решениях, а в мистике и иррациональных силах.
Этот феномен объясняют известные политологи Пиппа Норрис и Рональд Инглхарт в своей работе «Священное и светское: политика и религия во всём мире». Согласно их теории экзистенциальной безопасности, религиозные и мистические убеждения усиливаются в условиях социальной нестабильности, когда люди чувствуют себя менее защищёнными. Одним словом — чем нестабильнее жизнь, тем выше спрос на чудеса.
Одним из главных символов 90-х стал «телецелитель» Анатолий Кашпировский. В конце 1980-х годов его массовые «сеансы» гипноза транслировались по телевидению, и многие верили, что он может лечить болезни на расстоянии. Кашпировский уверял, что его «взгляд» может обезболивать и исцелять от хронических недугов. К слову, недавно он отметил юбилей — первый подобный эфир вышел 35 лет назад. Недавно «экстрасенс» вновь возобновил гастроли по России. Годы идут, а обещания всё те же — Кашпировский утверждает, что вылечит взглядом от любой хвори.
Не менее известным персонажем того времени был Аллан Чумак. Он, как и Кашпировский, начал свою «карьеру» в конце 1980-х стал его прямым конкурентом. Чумак во время телевизионных сеанс «заряжал» воду и различные предметы — говорил, что так они обретали исцеляющие свойства. Медики и учёные беспощадно критиковали такую лжемедицину, но миллионы людей продолжали верить в его силы. Чумак умер в 2017 году, но его идеи всё ещё находят последователей.
Сегодняшние «гуру» используют другие подходы. Если 30 лет назад маги и экстрасенсы были почти что поп-звёздами, то сегодня они перекочевали в соцсети и стали блогерами. И, судя по цифрам, Россия проживает новый виток веры в магическое, прямо как в годы постсоветской разрухи. Правда, за эти годы у них появился неожиданный конкурент — пропутинская Русская православная церковь.
РПЦ, в условиях войны и социальных волнений, стала одним ключевым элементом государственной политики РФ. Но растущая популярность «магов» может подрывать её влияние. Священники РПЦ хором обрушились с критикой на «экстрасенсов». К примеру, настоятель Георгиевского храма и блогер Павел Островский назвал их мошенниками, и предложил ввести обязательное лицензирование для подобных «целителей». Он заявил, что «маги» и «чудотворцы» должны находиться под жёстким контролем государства. Мнение Островского поддержали в Госдуме. Одиозный депутат Милонов и вовсе хотел бы признать «тарологов» и «экстрасенсов» экстремистами.
Так и напрашивается картинка, где православные «батюшки» в рясах сражаются с «тёмными волшебниками» за души россиян, а где-то за кулисами Путин сидит в своём бункере, потирает ботоксный лоб и раздумывает, на кого из них повесить ответственность за захват ВСУ Курской области.