Но для Лукашенко и пропаганды, которая без устали продолжает работать на своего идола, эта поездка в составе огромной делегации под пол-сотни человек в так называемое дальнее зарубежье стала подарком. Конечно, от эпитетов «мощная речь» «шквал аплодисментов стоя» плебеи не уклонились. Хотя и было далеко не так. Однако никто не предполагал, что вдруг Лукашенко покинет ОАЭ и срочно вылетит в Китай, где его согласился принять сам Си. И это после того, как в середине минувшего октября никто из Беларуси впервые не был приглашён на Форум «Один пояс – один путь» (на двух предыдущих – в 2017-м и 2019-м Лукашенко был и ему даже давали слово). На нынешнее, третье такое мероприятие, были зазваны главы 23-х государств мира, в том числе Вьетнама, Кении, Чили, Шри-Ланки, Конго, Нигерии… Но обошлись без Беларуси, которая, казалось бы, занимает ключевое звено в так называемом «Шелковом пути» как страна, через которую наиболее выгодно (дёшево) переправлять товары из Азии в Европу. Но почему Си вскоре всё-таки решил поговорить с Лукашенко позже и срочно вызвал его из Дубая?
«Задача Лукашенко – удержаться у власти максимально долго, поэтому, очень важно заручиться поддержкой в этом вопросе более сильных», – считает аналитик и заместитель руководителя Народного антикризисного управления Артём Брухан. Бывший работник вертикали (до ноября 2020 года – заместитель начальника отдела по координации деятельности организаций культуры управления культуры Брестского облисполкома) говорит, что до начала войны в Украине и после февраля 2022 года Лукашенко знал, что нужен Путину, поэтому рассчитывал на его покровительство.
«Теперь же беларуский руководитель не уверен в надёжности «старшего брата», понимая, что планы Путина могли измениться. Поэтому решил найти опору у более серьёзного руководителя, который, судя по последним событиям, даже выше президента России по необходимости сотрудничества для беларуского диктатора».
Вообще, загадочность, а может и бесполезность для Беларуси этого визита, легко читается по сообщениям государственных средств массовой информации. Цитаты, произнесённые из уст одного диктатора выглядят общими фразами, не чем иным, как просто пиететом перед другим одиозным лидером:
- Беларусь была, есть и будет надёжным партнёром для Китая;
- Развитие всестороннего и всепогодного стратегического сотрудничества Беларуси и Китая определено единством наших идеологий и самой логикой мировых событий и процессов, которые происходят сегодня;
- Историческое повышение уровня отношений придало мощный импульс углублению традиционных направлений, дало старт новым векторам и механизмам сотрудничества;
- Мы давно определились, что мы будем сотрудничать, жить в дружбе с Китаем.
Недалеко от Лукашенко ушёл в этом вопросе и Си Цзиньпинь:
- В конце февраля-начале марта сего года мы вышли на важные договоренности в пользу динамичного развития китайско-белорусских отношений, на каждом этапе у нас получаются новые договоренности;
- В течение года укрепляется политическое взаимодоверие и международное взаимодействие;
- Налицо новые результаты сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
Лукашенко также воспользовался моментом нижайше преклониться перед Си:
«Обдумывая тезис, что у китайского лидера в последнее время очень напряжённый график – огромное количество международных встреч, не говоря уже о вопросах внутренней политики в самом Китае, я подумал: ну что же, это бремя одного из лидеров нашей планеты…»
Или такое:
«В Китае всегда хорошо отдыхаю, несмотря на разницу во времени. По крайней мере, спокойно (не спокойно, судя по всему, под страхом возможных народных волнений в родной Беларуси или опасаясь какой-нибудь диверсии в России – ред. NEXTA). Когда идут споры на Западе о Китае, начинают там критиковать за что-то, я говорю: вы им скажите спасибо, что полтора миллиарда человек планеты живут спокойной, хорошей, нормальной жизнью. В наше время, как говорят, дорогого стоит».
Наверное, можно согласиться, что понятия «спокойной», «хорошей», «нормальной» жизни, когда едва ли не ежедневно проходят облавы на несогласных и существует целые лагеря политзаключённых, у руководителей советской социалистической Беларуси и коммунистического Китая абсолютно идентичные. И в этом вопросе они нашли самое что ни на есть полное взаимопонимание.
Конечно, не для высокопарности вызывал Си Цзиньпинь беларуского диктатора. Что же по конкретике визита?
По мнению беларуского политолога Валерия Карбалевича, высказанного им в интервью «Deutsche Welle», модель отношений Китая с Беларусью рушится.
«РБ была интересна и важна как логистический хаб, через который еще в 2019 году шло 80-90% китайского транзита в ЕС, а в индустриальном парке "Великий камень" китайские компании должны были производить продукцию для Европы. Но для этого отношения с ЕС должны быть хорошими. А в реальности транзит китайских грузов сократился более, чем наполовину. Беларусь потеряла транзитный статус, который был основой белорусско-китайской дружбы», – считает Карбалевич.
Эксперт по международным отношениям Роза Турарбекова также в разговоре с «DW» высказала мнение, что Пекин недоволен ситуацией на границе Беларуси и ЕС.
«Возможно, Лукашенко обещал ее (ситуацию) улучшить, но в августе встал вопрос полной изоляции. То есть, когда он весной совершал визит в Пекин - все было нормально, потом ситуация ухудшилась и приглашение на форум в Пекин он не получил»
Эксперты с трудом представляют, как эти проблемы можно решить. Лукашенко настолько противен Польше и Литве, что найти общий язык ему с ними теперь вряд ли удастся. После ряда хамских выпадов в адрес соседних с запада Беларуси стран, которые и просят-то (даже не требуют) только выпустить политзаключённых и прекратить напрягать границы мигрантами, переговоры с ним и там и там считают невозможными. И если по словам той же госпожи Турарбековой Лукашенко дают второй шанс исправиться и стабилизировать ситуацию с безопасным транзитным сообщением через Беларусь в Евросоюз, то где гарантии, что у главного по Беларуси вообще могут появиться какие-то рычаги воздействия на такое положение дел. Китаю он не скажет «не надо нас наклонять». Пекин, придумав 10 лет назад «Шелковый путь» и выделив на реализацию концепции новой панъевразийской, а позже и межконтинентальной транспортной системы к этому времени около 1 триллиона долларов развивающимся странам (в основном в виде кредитов на строительство электростанций, дорог телекоммуникаций и другой инфраструктуры через китайский инвестиционный фонд) всё равно своего добьётся. Но уже без Лукашенко. Хотя бы потому, что реализация проекта рассчитана на 30 лет.
Учитывая, что встреча проходила в закрытом формате, можно только догадываться, какие действительно деловые решения были приняты. И поднимался ли вопрос “отсыпания дополнительных денег” (по меткому выражению беларуского публициста и аналитика Игоря Тышкевича) доподлинно не известно.
«При этом, - отмечает эксперт в интервью более чем месячной давности порталу gazetaby.com, - Китай уже вкладывается в параллельный транспортный путь, чтобы не зависеть от монополии России и Беларуси по доставке товаров с/на Запад. Потому что Беларусь не выполнила недвусмысленное условие Пекина по выходу из эскалации с западными соседями. А помириться, тем более быстро, у Лукашенко все никак не получается.
Особенно сложно что-то понять из целей и итогов этого экспресс-приглашения, когда к кулуарам переговоров диктаторов допускаются представители только «послушных» и не раз проверенных средств массовой информации. Но дальнейшие действия не скроешь. И какими они будут со стороны Лукашенко возможно увидим уже в этом году. Во всяком случае, Си вызывал беларуского руководителя не для того, чтобы подсластить ему абсолютно не сладкую жизнь, заявив:
«Китай твердо поддерживает Беларусь в следовании по пути развития, который соответствует ее национальным реалиям, и выступает против вмешательства внешних сил во внутренние дела Беларуси под любым предлогом».
Такая поддержка Лукашенко, конечно, нравится и он может пока не сворачивать активную репрессивную деятельность властей в отношении своего народа. Но и двигаться вперёд, навстречу Евросоюзу, как-то надо. Наш ресурс продолжит наблюдать за последствиями непредсказуемого визита Лукашенко в Китай и за тем, насколько этот визит, сможет изменить самого беларуского диктатора.