В 2015-м году турецкий истребитель F-16 выпустил ракету по российскому самолёту Су-24 и сбил его. Один пилот погиб при катапультировании. Второго пилота спасли российские и сирийские спецслужбы. Тогда Турция заявила, что российский Су-24 нарушил её воздушное пространство, несмотря на неоднократные предупреждения.
Путин назвал инцидент «ударом в спину» и обвинил Турцию в поддержке террористов. Отношения двух стран резко охладились и приобрели характер конфронтации.
Россия приостановила контакты с Турцией на высоком уровне и ввела ряд санкций, таких как запрет на ввоз турецких товаров, приостановка безвизового режима и санкции в отношении туристической отрасли. РФ хотела парализовать туристический сектор экономики Турции, ограничив приток в страну российских туристов. Был введён запрет для работодателей на привлечение с работников из числа граждан Турции.
Также Россия приостановила масштабные совместные проекты с Анкарой, такие как строительство газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Кремлёвская пропаганда тем временем развернула решительную кампанию по дискредитации Турции и стала стремительно создавать из страны образ врага, как это уже было с Украиной.
Также на фоне инцидента с российским самолётом в Турции РФ усилила своё военное присутствие в Сирии, развернув ЗРК С-400.
После серьёзного экономического давления со стороны России, спустя более полугода после инцидента, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо с извинениями Путину, что ознаменовало начало постепенного восстановления отношений.
Значит ли это, что 9 лет назад НАТО было настроено решительнее по отношению к России, чем сейчас, и не боялось пойти на конфронтацию с Кремлём? Дело в том, что Турция, хоть и является частью НАТО, сохраняет дистанцию от других членов альянса. Страна, имея вторую армию в НАТО после США, сохраняет некую автономность в альянсе и проводит самостоятельную внешнюю политику. То есть, конкретно момент со сбитым российским самолётом — это была инициатива именно Турции, а не НАТО. Анкара опасалась усиления позиций России в регионе, поддерживающей Асада, и стремилась защитить свои связи с сирийскими туркоманами, которых Турция рассматривала как своих союзников. Турция действовала в одиночку, без одобрения альянса.
НАТО избегало прямой конфронтации с Россией как тогда, так и сейчас, опасаясь перерастания конфликта в полномасштабную войну, включая ядерную.
Однако после вторжения России в Украину в 2022 году НАТО перешло к более активной поддержке своих союзников. Поставки оружия, помощь Украине и наращивание присутствия в Восточной Европе демонстрируют, что альянс готов сдерживать Москву.
Поставки современного вооружения, в том числе дальнобойных ракет ATACMS, открыли Украине возможности для нанесения ударов по стратегическим объектам на территории России, включая аэродромы и склады боеприпасов. Это стало своего рода новой «пощёчиной» для Москвы. В ответ на это Путин осуществил демонстративный удар баллистической ракетой «Орешник» по Днепру, угрожая Западу ядерной эскалацией.
Турция продолжает занимать уникальную позицию. С одной стороны, она поставила Украине ударные беспилотники Bayraktar, с другой — сохранила экономические и дипломатические связи с Россией. Анкара играет роль посредника в переговорах и, несмотря на своё участие в НАТО, сохраняет баланс между противоборствующими сторонами и предлагает приемлемую для всех сторон конфликта переговорную площадку. Например, именно в Турцию в рамках договорённостей были отправлены пленные лидеры «Азова», защитники Мариуполя. А сегодня посол Украины в Турции отметил, что Анкара в начале войны закрыла проливы, что не позволило России использовать своё преимущество на море для захвата Одессы, Николаева и других территорий.