Через два дня после того, как президент Азербайджана Ильхам Алиев открыто поддержал Украину, призвав Киев «не соглашаться на оккупацию», в азербайджанской нефти были обнаружены опасные химикаты — хлорорганические соединения (ХОС), которые при большой концентрации способны серьезно повреждать оборудование нефтеперарабатывающих заводов (НПЗ).
Избыточное содержание органических хлоридов было выявлено в отдельных партиях каспийской нефти Azeri BTC. Из-за загрязнения, якобы, и возникли перебои с отрузками из турецкого терминала Джейхан, куда азербайджанская нефть доставляется по трубопроводу из Баку мощностью 575 тысяч баррелей в сутки.
Проблему подтвердила британская BP — компания-оператор нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Она сообщила, что локализовала резервуары с «грязной» нефтью и начала расследование. Позднее о наличии хлорорганики в азербайджанских баррелях заявила итальянская Eni: загрязненная нефть могла попасть на один из ее НПЗ.
Источники Reuters в азербайджанской госкомпании SOCAR рассказали, что проблема с повышенным содержанием хлорорганики в нефти была устранена. Компания BTC Co., владеющая нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, начала проверку на всех объектах, расположенных вдоль трубы.
Самый громкий за последние годы скандал с хлорорганикой в нефти состоялся в 2019 году, когда опасные соединения были обнаружены в российской нефти, которую «Транснефть» качала в Европу по трубопроводу «Дружба». В общей сложности в систему попало почти 5 миллионов тонн «грязного» сырья, после чего нефтепровод пришлось запустить в обратном направлении, чтобы откачать обратно в Россию бракованные баррели. На полную ликвидацию последствий инцидента ушло два месяца.