Руководитель офиса президента, как формально называется должность Андрея Ермака, всегда обладал огромным влиянием в Украине. Условия военного времени, включая военное положение, сосредоточили в администрации президента чрезвычайные полномочия, что сделало Ермака, возможно, самым могущественным руководителем аппарата в истории страны — практически неотличимым от своего босса.
Ермак и Зеленский так редко появляются друг без друга, что Олег Рыбачук, служивший руководителем администрации бывшего президента Виктора Ющенко, говорит, что некоторые задаются вопросом, кто из них командует, и являются ли они вообще отдельными людьми.
«Ермак, в отличие от многих предшественников, пришёл на этот пост, не имея никакого опыта работы в правительстве. Он с самого начала повторял эту мантру: «Моя единственная мечта, моя единственная амбиция — быть тенью президента, быть везде, где президент захочет, чтобы я был», — сказал Рыбачук.
Близость Ермака к президенту и очевидное влияние на него вызвали шквал обвинений: он недемократично консолидировал власть в аппарате президента, руководил ненужной чисткой высших чиновников, включая главнокомандующего генерала Валерия Залужного, ограничил доступ к Зеленскому и стремился лично контролировать почти каждое важное решение в военное время.
Теперь, однако, легитимность президента и его главного советника окажется под ещё большим вопросом, поскольку пятилетний срок Зеленского официально истекает 20 мая.
Но если Зеленский останется на посту, он будет уязвим для обвинений, что использовал военный конфликт для разрушения демократии — захватил контроль над СМИ, отодвинул на второй план критиков и соперников и возвысил Ермака, своего друга, над профессиональными государственными служащими и дипломатами.
Любые подобные обвинения наверняка будут поддержаны Россией. Кремль не упустит шанса воспользоваться обвинениями Зеленского в злоупотреблении властью. И никто так не олицетворяет власть Зеленского, как Ермак.
«Русские воспользуются этим», — говорит один украинский чиновник. Чтобы сохранить легитимность, Зеленский «должен пользоваться доверием», сказал собеседник на условиях анонимности. «Его авторитет падает, потому что действия Ермака постоянно отражаются на президенте», — говорит он.
В интервью с более чем десятком действующих и бывших украинских чиновников и законодателей, иностранных дипломатов и других людей, которые знают Ермака или работают с ним, даже сторонники признали, что он обладает необычайно широкими полномочиями в области управления и внешних коммуникаций. Некоторые говорили, что Ермак даже контролирует, кому из других чиновников разрешено выезжать за границу и когда — деталь, которую его офис отказался комментировать.
По словам критиков, в последнее время, по мере того как круг советников Зеленского сужался, Ермак отодвинул на второй план министерство иностранных дел, вмешивался в военные решения и заключал ключевые сделки с партнёрами, в том числе с США — задача, которой, по их мнению, должен заниматься президент.
Некоторые украинские и западные чиновники говорят, что подозрения в отношении ближайшего помощника президента подрывают авторитет Зеленского и вызывают сомнения в том, кто несёт ответственность за принимаемые решения — Зеленский или назначенный им лейтенант, который часто пишет в «Твиттере» эмодзи.