Россия установила на острове Тузла две мощные системы ПВО, чтобы защитить Керченский мост. Такая информация разлетелась на днях в информационном пространстве. Журналисты украинской службы Радио Свобода обнаружили две системы «Панцирь», которые установлены на башнях из металлоконструкций. Очевидно, что россияне до сих пор боятся разрушения незаконной конструкции и всячески пытаются её защитить.
С распадом СССР в 1991 году Керченский пролив стал границей между независимой Украиной и Российской Федерацией. Демаркация официально проведена не была. Осенью 2003-го Россия внезапно начала строить дамбу от Таманского полуострова к Тузле. Сделано это было под соусом того, что морская вода приводит к эрозии берегов Тамани. Мол, местные жители жалуются, что их участки подтапливает вода. В Кремле, конечно же, были обеспокоены тем, как живут жители городка Тамань. И поэтому, якобы по приказу губернатора Краснодарского края, на которого свалили всю ответственность, началось строительство дамбы.
На самом деле замысел заключался в том, чтобы передвинуть российско-украинскую границу на запад и не платить Украине деньги за проход российских судов по фарватеру между Тузлой и Крымом. Ведь благодаря контролю за судоходством в регионе Украина получала до 15 миллионов долларов ежегодно только за проход кораблей под российским флагом.
Тут же в работу включилась и российская пропагандистская машина: она подробно описала работу на дамбе, представляя это как «восстановление советских территорий», якобы незаконно «приписанных» Украине после распада СССР. Эти манипуляции создавали впечатление о безобидности российских действий. Кроме того, пропагандисты начали лепить из Украины воинственного монстра, используя классическую технику перекладывания ответственности с агрессора на жертву. Как и позже, в 2014-м, прикрываясь защитой жителей Донбасса, или в 2022 году, пытаясь изобразить несуществующих «нацистов» в Украине. В разгар конфликта пропагандисты выпустили совершенно дикую статью с заголовком «Украина грозит России войной».
Украина решительно отреагировала на российские действия. МИД сразу же направил в Москву ноту протеста, которая осталась без ответа. Бесполезными оказались и переговоры министров иностранных дел. Тогда на острове, площадью 3,5 кв. км, украинские власти решили построить пограничную заставу, разместили там 500 пограничников и спецназовцев, а также до 10 кораблей и катеров. 17 октября 2003 года украинская авиация провела учения с участием 17 самолетов Су-27 и МиГ-29, что усилило напряжённость.
20 октября президент Леонид Кучма утвердил план защиты национальных интересов Украины перед своим визитом в Латинскую Америку. Он подписал указ — открывать огонь на поражение, если российские строители или военные приблизятся к Тузле. Действия россиян были расценены как покушение на суверенитет и государственную целостность Украины. Однако сразу после отлета Кучмы в рабочую командировку работы по строительству дамбы со стороны России только ускорились. В воздухе запахло реальной войной, и к концу октября президенту Украины пришлось прервать визит в Латинскую Америку. Кучма приехал на Тузлу, чтобы лично убедиться в нахальных действиях российской стороны и готовности украинских военных дать отпор. Российским строителям оставалось всего 100 метров до украинского острова.
Путин более трёх недель избегал разговоров с Кучмой, хотя украинский президент неоднократно пытался с ним связаться. Когда, наконец, Кучме удалось дозвониться до Путина, он изобразил удивление. По воспоминаниям украинского президента, российский заверил его, что у РФ и в мыслях не было нарушать государственный суверенитет Украины. Однако, глава администрации Путина — Волошин заявил, что если Тузла не станет российской, они готовы сбросить бомбу, чтобы стереть остров с лица земли. Однако вскоре Путин всё же отдал приказ остановить строительство, и стороны подписали общий договор об использовании территориальных вод Керченского пролива.
По мнению большинства украинских исследователей, тогда цель Кремля состояла в том, чтобы спровоцировать конфликт и проверить реакцию властей Украины и международного сообщества на свои действия. Готова ли Украина на деле защитить свой суверенитет, и найдутся ли у неё союзники среди мирового сообщества? Ну и, конечно, добавить Путину народной поддержки накануне его выборов — он же любит ассоциировать себя с «собирателем русских земель». «Спецоперация» по захвату Тузлы провалилась. Хоть Путина и выбрали президентом вновь, но готовность Украины защитить свой маленький клочёк суши поубавили аппетиты Кремля. Хотя позже они разгорелись с новой силой.