Этой ночью Польша перестала пропускать грузовые автомобили из Беларуси. В 3 часа ночи единственный действующий пункт пропуска «Козловичи» перекрыли на въезд для фур. Там образовалась огромная очередь со стороны Беларуси. Позже пресс-служба белорусского Погранкомитета уточнила, что всё-таки «пронесло» — фуры начали впускать, но очень неохотно, по 4 в час. В 12:00 в очереди на «Козловичах» стояли уже 600 грузовиков.
То, что единственную торговую артерию между Беларусью и Польшей могут полностью перекрыть — не новость. В высших польских кабинетах об этом уже давно размышляют вслух. Поводов хватает: и потоки контрабанды, и толпы мигрантов. Но на днях диктатор Лукашенко подлил масла в огонь, и это могло стать последней каплей для польских властей. Китай и Беларусь уже третий день проводят военные манёвры прямо перед носом польских пограничников. Совместные учения с провокационным названием «Атакующий сокол» развернули всего в 4 км от польской границы.
Была ли блокада пропуска грузовиков «последним китайским предупреждением» от польских властей? Официально Польша говорит, что нет — контроль товаров усилили из-за новых санкций ЕС. Но интересно другое.
Если белорусский диктатор за 30 лет уже набил руку на эксцентричных провокациях против Запада, к Китаю же вопросов больше. Почему именно сейчас Пекин решил внести свою лепту в спектакль, который разыграли Путин и Лукашенко у европейских границ. Не боится ли товарищ Си, что ЕС перекроет все погранпункты с РБ, а значит, и путь для фур с тоннами китайских товаров?
Финансовый эксперт и инвестиционный банкир Сергей Фурса в эксклюзивном комментарии для NEXTA заверил, что нет. Если бы у Пекина был лишь один канал коммуникации с Европой — через белорусскую границу, то китайская экономика давно бы умерла.
«Основной канал торговли в современном мире — это море. И именно морем идут основные поставки китайской продукции в Европу, и в том числе в Польшу», — говорит он.
Фурса отметил, что для Китая Европа — это ключевой рынок сбыта. Но сами европейцы не в восторге от торговли с Поднебесной.
Причин несколько. Китай стал полюсом противостояния, где, с одной стороны, цивилизованный западный мир, а с другой — Россия. При этом пытается заваливать Европу дешёвыми товарами, что больно бьёт по местным производителям.
«Европа сейчас в принципе готова вести торговые войны с Китаем, защищаясь от избыточного дешёвого экспорта, которым Китай пытается воскресить свой экономический рост», — отмечает Фурса.
Причину, по которой Китай, предположительно, мог начать участвовать в провокациях на границе, приоткрыл Виктор Орбан в своём письме к лидерам ЕС. Согласно нему, Пекин делает ставку на Путина и верит, что уже к концу года Украина сдастся и подпишет мирный договор. А Европа, во «влажных» мечтах РФ и её союзников, устанет от экономических и социальных проблем, которые принесла война и смирится с оккупацией части Украины. Российская внешняя разведка из кожи вон лезет, чтобы убедить в этом европейское общество.
Одно из условий «мирного» договора не раз озвучивал в своих речах российский диктатор — это снятие европейских санкций. Видимо, Путин и его друзья верят, что ЕС пойдёт и на это — а значит, в перспективе сдастся под натиском Китая в торговой войне.
Беларусь же в торговых войнах не замешана, но активно помогает истощить Европу «гибридной войной». Польше приходится тратить сотни миллионов долларов на охрану границы от агрессивного соседа. Минобороны страны отчиталось сегодня на брифинге, что власти увеличат армейский контингент на границе до 17 тысяч солдат, им закупят 150 бронированных машин. Только в этом году Польша планирует потратить $127 млн на укрепление границы. Поляки ведут с ЕС переговоры об увеличении этих расходов.