В первой половине 2025 года экспорт рухнул на четверть, а во втором квартале — уже на треть. И это по официальным данным. То есть, каждая третья тонна угля, которая ещё недавно ехала в Китай, теперь не нужна.
Для Кремля это катастрофа. После потери европейского рынка Китай остался фактически единственным крупным покупателем российского угля. В прошлом году он забирал половину всего экспорта. А теперь — всё, двери захлопываются. Доля России в импорте Китая упала с 23 до 18 процентов. И падение продолжается.
Сигналы идут один за другим. Минэнерго признаёт: уже под угрозой закрытия 51 предприятие. А всего их в стране меньше двух сотен. То есть каждая третья может не дожить до конца года. Убытки уже сейчас пробили 112 миллиардов рублей, а к декабрю могут достигнуть 350 миллиардов — это размер годового бюджета крупного региона.
Китай банально находит поставщиков дешевле. Плюс у России дорожают кредиты, логистика, добавим к этому санкции и полный разворот мировой торговли — и получаем системный кризис в угольной отрасли. Об интересах Китая и якобы партнёрских отношениях с Российской Федерацией для НЕХТА пояснил экономический эксперт дискуссионного клуба Олег Пендзин:
«Мы должны понимать, что сегодня российская экономика без китайской прожить не в состоянии, российский ВПК, особенно сложная его часть, которая требует систем позиционирования, которая требует электронных систем наведения, даже те, извините, пресловутые шахеды, которые летят в Украину, имеют электронную начинку, в том числе произведённую в Китае. Если Китай прекратит поставки этой начинки в Российскую Федерацию, то объёмы даже производства этих боеприпасов резко сократятся, то есть это тоже нужно понимать, это понимают и китайцы, и американцы, то есть механизмов давления на Российскую Федерацию есть, и эти механизмы, они напрямую корреспондируют с торговыми интересами Китая на американском рынке».