В Алеппо впервые с 2016 года зашли боевики из исламистской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам». Город полностью перешёл под их контроль. Следующая цель мятежников — крупный сирийский город Хама, в 120 километрах к югу от Алеппо.
Сирийский диктатор Башар Асад настроен решительно и грозит уничтожить повстанцев:
«Терроризм понимает только язык силы, и именно так мы собираемся уничтожить его, независимо от того, кто его поддерживает или финансирует», — сказал он в разговоре с исполняющим обязанности «президента» непризнанной Абхазии Бадрой Гумбой.
Причин для самоуверенности у Асада немного. Его армия в панике, подразделения разбегаются, а боевой дух на нуле. Сирийский диктатор привык полагаться на помощь Кремля, но сейчас Россия больше занята войной в Украине. Её возможности в Сирии заметно сократились. Хотя российская пропаганда и пытается это скрыть и активно транслирует бомбардировки сирийских городов российскими силами. Значительная часть контингента РФ уехала на войну в Украину, и прихватила с собой установки ЗРК С-300. Даже контингент военной базы Хмеймим, где раньше был полноценный авиаполк, урезали до минимума.
Россия сама страдает от дефицита техники и боеприпасов, и из-за чего полноценные поставки в Сирию урезаны до минимума. Пропагандисты пишут о переброске в Сирию четырёх российских Су-34, которые считаются основными рабочими самолётами на фронте, но военный эксперт Давид Шарп в комментарии NEXTA сомневается, что это правда:
«Су-34 — это рабочая лошадка российской авиации, и их не так много, чтобы ими можно было свободно распоряжаться, — отметил Шарп. — Напомню, что Россия даже с базы Мосфильма технику взяла. Старейшую, которую не постеснялись отправить на фронт. Это многое говорит о текущем состоянии армии РФ. Ситуация у режима Асада крайне сложная».
Остатки российских вооружений cтали желанными трофеями для «Хайят Тахрир аш-Шам». Боевики показывают видео из захваченной авиабазы под Алеппо, где они захватили советский ЗРК С-200, вертолёт Ми-8, самолёт L-39, иранский беспилотник Ababil-3, ЗСУ-23-4 «Шилка» и «Панцирь-С1».
Удерживать контроль над ситуацией Асаду становится всё сложнее. На фоне мятежа в местных СМИ обсуждают раскол в окружении сирийского диктатора и даже слухи о том, что Асад сбежал в Москву к своему другу Путину. Однако провластные сирийские телеканалы показывают его встречи с иранским министром Аббасом Аракчи в Дамаске.
«Насколько я понимаю, он был в Дамаске ещё до обострения. Возможно, из-за онкологии своей жены. Асад не покидал страну даже в самые тяжёлые годы, когда бои шли буквально в километре от его дворца, а под его контролем оставалось всего 20% территории», — напоминает Шарп.
Ситуация остаётся крайне непредсказуемой. Главный вопрос — где остановится наступление повстанцев и придут ли к ним новые силы? Всё зависит от того, насколько быстро Асад получит помощь от своих союзников и смогут ли они дать достаточно ресурсов. Пока что война сосредоточена на севере. Турция играет там ключевую роль: если она закроет границу, боевики останутся без внешней поддержки. Но если бои перекинутся на другие регионы, всё может резко измениться.
Позицию турецкой стороны прояснил министр иностранных дел страны Хакан Фидан. Он отметил, что боевые действия в Сирии вспыхнули из-за того, что требования оппозиции игнорировали на протяжении 13 лет и режим «не был включен в политическое решение».
«Последние события вновь указывают на то, что Дамаск должен примириться с собственным народом и легитимной оппозицией», — отметил Фидан.
Напомним, Асад стал президентом Сирии с 2000 года, сразу после смерти своего отца, Хафеза Асада, который был у руля страны почти 30 лет. Президент Сирии принадлежит к алавитам (ответвлению шиитского ислама), но большинство населения страны — сунниты. Повстанцы хотят создать государство, которое будет основано на их понимании исламских законов. Для них это не просто война, а своего рода религиозная миссия против алавитов, которых они называют «врагами ислама».